1. Возможное завышение тарифов.
Ввиду непрозрачности формирования тарифов и состава услуг у жильцов может возникнуть мысль, что они переплачивают – и часто так и есть на самом деле. Даже глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что по большинству коммунальных услуг население переплачивает примерно вдвое по сравнению с их себестоимостью. Правда, здесь речь идет в основном о плате за воду, электричество, отопление и т.п. Эти тарифы регулируются местными властями, поэтому проблема переплаты в основном объясняется фактором коррупции, ведь всем ясно, что честные люди в политику не пойдут, туда идут те, кто хочет нажиться за счет простых граждан. Федеральная антимонопольная служба планирует запустить систему, которая будет анализировать ошибки региональных властей при установлении тарифов на ЖКУ, что, по мнению ведомства, поможет исключить грубые нарушения при ценообразовании. Одна из проблем – это монополизация отрасли. По данным ГИС-ЖКХ, только в Москве функционирует почти 3000 управляющих компаний и ТСЖ. Однако в реальности многие из них аффилированы с главными монополистами отрасли. Большая часть – это местные филиалы государственного бюджетного учреждения «Жилищник». Частные компании работают в основном с новостройками (зачастую это компании, принадлежащие застройщикам), есть еще ТСЖ, но для их успешного функционирования нужна высокая степень вовлеченности и активности жителей. Монополизация приводит к тому, что управляющие компании имеют возможность диктовать жителям свои условия, и у людей остаётся меньше рычагов для контроля над деятельностью УК.
2. Маленькая УК не может ставить низкие цены.
Огромные УК и высокая роль государства осложняет жизнь небольшим компаниям. Для небольших и средних управляющих компаний вызовом является то, что большинство задач эффективно решаемы только при большом объёме обслуживаемых площадей. Кроме того, предложить тарифы ниже, чем у глобальных больших УК вряд ли способна хоть одна частная компания. У бюджетных учреждений есть значительные налоговые льготы, также они могут экономить на аренде помещений, принадлежащих городу. Все это приводит к тому, что расходная часть у них заметно ниже, чем у любой частной компании. Частные небольшие УК зачастую выбирают своей специализацией жилье высоких ценовых сегментов, а в эконом- и комфортклассах заходят только туда, где жители готовы платить больше за более высокое качество услуг.
3. Контроль за УК.
Более низкие тарифы государственных УК часто связаны с претензиями к качеству и стилю работы. Например, приходят непонятные люди, грозят отключением электричества за задолженность меньше чем на два месяца (не за электричество, по общей квартплате). Могут прийти и просто перерезать провода. Это явное нарушение всевозможных правил и прав со стороны УК. ВНужно в таких случаях сразу обращаться в полицию, а затем в Государственную жилищную инспекцию. Ограничение предоставления таких индивидуальных коммунальных услуг, как электроснабжение, со стороны управляющей компании возможно, но это целая процедура. Другая распространенная проблема – «липовые» собрания собственников жилья. По Жилищному кодексу собрание собственников признается несостоявшимся, если экспертиза установила, что более 5% бюллетеней сфабрикованы. За подделку листов голосования и протоколов собрания нарушителям грозит уголовная ответственность. Бороться нужно и с необоснованными переплатами.
Таким образом, управляющую компанию при желании вполне можно контролировать. Механизмы контроля у всех нас одинаковые. Это федеральный надзор, контроль со стороны ГЖИ, аудиторские проверки, работа совета дома. И так далее. В распоряжении собственника целый арсенал инструментов. Главное, не быть равнодушным к судьбе собственного дома и проявлять активность в этом вопросе.
4. Замена УК.
Иногда способы контроля не работают и проще сменить управляющую компанию, чем бороться с ней. Если такая необходимость назрела, первым делом стоит посмотреть альтернативы – различные рейтинги управляющих организаций и отзывы о них. Затем нужно сформировать повестку общего собрания собственников (ОСС). В нее необходимо включить ряд ключевых вопросов: о расторжении договора управления, заключенного со старой управляющей организацией, выборе новой управляющей организации, утверждении условий договора и размера платы за содержание и текущий ремонт общедомового имущества, о порядке уведомления собственников о результатах собрания и месте хранения оригинала протокола собрания. Не менее чем за 10 дней необходимо уведомить всех собственников помещений в доме о проведении собрания. Согласно Жилищному кодексу, уведомлять необходимо заказным письмом или лично. Нужно вести реестр уведомлений. Обязательное приложение к протоколу ОСС – полный реестр собственников помещений. Затем проводится очная часть собрания – лучше в очно-заочной форме. Обязательно учитываем требования Минстроя РФ к оформлению протокола общего собрания. Проводим заочную часть собрания. Обходим жителей, не присутствовавших на очном собрании. Все собственники, как проголосовавшие на очной части собрания, так и проголосовавшие на заочной части, заполняют один и тот же бланк решения. После этого нужно составить протокол собрания и уведомить собственников о результатах собрания. Уведомление размещается не позднее, чем через десять дней после завершения собрания, в месте, определенном решением собрания в данном доме и доступном для всех собственников.
В случае принятия собранием решения о смене способа управления МКД уполномоченное собранием лицо в течение пяти рабочих дней направляет в адрес старой управляющей компании, а также в органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Согласно ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме должны заключить договор управления с новой управляющей организацией. После того как собрание будет проведено, составлен протокол собрания и подписан договор управления, новая управляющая организация должна будет обратиться с заявлением в орган государственного жилищного надзора, чтобы внести изменения в реестр лицензий этой управляющей организации. Управляющая организация имеет право осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом только с даты внесения изменений в реестр лицензий, эти сведения легко проверить, так как контролирующие органы размещают их в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства – ГИС ЖКХ в сети интернет. Сфера ЖКХ – достаточно закрытая и не очень понятная для рядовых жителей. При этом именно она находится ближе всего к простым жильцам. От этого зависят ежемесячные траты, комфорт проживания и в целом повседневная жизнь.
Обращайтесь в компанию Союз застройщиков, мы предоставим Вам всю необходимую информацию по всем новостройкам города Саратова и Энгельса. Все наши услуги для Вас совершенно бесплатны. Более подробную информацию можно получить у нас в отделе продаж.
Союз Застройщиков - единый центр продаж новостроек Саратова и Энгельса. Оформляем покупку квартир в ипотеку. Представляем интересы более 15 банков.
Для населения все услуги бесплатны.